Кресло Тутанхамона
Кровати с прогнутой рамной основой на четырех ножках. Древнеегипетская мебель изготовлялась главным образом из дерева с помощью топора, пилы, тесел и других инструментов. Конструкции ящичные, рамно-филенчатые, часто обогащались скульптурными формами, приобретавшими характер тектонического декора: звериные лапы и утиные головки, заканчивающие ножки. В отделке мебели также широко использовались ажурные рельефные вставки, в виде символических изображений животных, солнечного диска, фараона, золотые накладки, инкрустация из слоновой кости, стекла, камня. Богатство изобразительных элементов в мебели Древнего Египта было, очевидно, связано с тем, что она служила не только утилитарным, но и ритуальным целям.
По своим формам мебель Греции была близка к египетской.
Об основных типах мебели Древней Греции, получившей распространение у большей части населения, можно судить главным образом по скульптурным изображениям. Сундуки, в которых четко выражена рамно-филенчатая конструкция, табуреты на четырех ножках или на Х-образной опоре, стулья с гнутыми ножками как повседневно употребляемые, так и церемониальные, тронообразные.
Ложа на высоких опорах с прогнутой стенкой в изголовье. Деревянное основание для античного ложа представляло собой удлиненный дифф. Если удлиняли дифф с перекрестными ножками, получали походную кровать. Если удлиняли дифф с прямыми ножками, получали нечто похожее на скамью без спинки. Прибавляя одну спинку в изголовье, другую в ногах и, наконец, третью по длине, получали мебель, отчасти похожую на наши диваны. В качестве материала использовали сосну, клен и бук. Мебель делалась из бука или целиком, или им оклеивали более простой материал. Деревянные части кроватей, которые не закрывались тканями, ножки и спинки делались особенно тщательно. Ножки украшались резьбой или вытачивались, остальные части часто покрывались инкрустацией из золота, серебра или слоновой кости.
Столы низкие, что было обусловлено обычаем, лежать при трапезе и письме. Трапедза делались низкими. Они были круглыми или прямоугольными по форме и в большинстве случаев переносными. После еды их задвигали под клинэ, высота которой равнялась примерно метру.
Мебель изготовлялась главным образом из дерева, иногда из бронзы, с применением пилы и рубанка. Наиболее распространенным видом древнегреческой мебели 6ыл ларь. Для изготовления мебели в основном употребляли бронзу, дерево и мрамор. Подлинных образцов деревянной греческой мебели не сохранилось. Мы знаем о ней по изображениям в вазовой живописи, в барельефах, по описаниям ее в произведениях греческих писателей. В V веке до нашей эры — в период расцвета всех искусств в Греции — у мебели возникли новые формы, более разнообразные и совершенные по пропорциям и обработке. Гармоничность пропорций и форм, свойственная греческой архитектуре, проявилась также и в мебели. Характерен табурет на четырех ножках, дифрос. Сохранились изображения стула, клисмос и ложа, клинэ, представляющего собой неглубокий ящик на ножках. Прибавляя к нескладывающемуся диффу спинку, получали
клисмос, очень похожий на наши стулья.
Ножки мебели делали в виде львиных лап с крыльями грифонов, сверху они заканчивались головами зверей, грифонов, сфинксов, ветками аканта и пр. В креслах и диванах из этих же форм делались локотники. Во время еды люди возлежали на клинэ, поставленных вокруг стола. Дроносом назывался стул, несколько больший по величине, со спинкой и подлокотниками. В храмах седалища для богов назывались тронами, в частных домах они были почетным местом хозяина дома и его друзей. Так как эти троны из-за их внушительных размеров передвигать было затруднительно, то иногда они наглухо прикреплялись к стенам. Их, как правило, делали из твердого дерева, а троны для богов и правителей часто из мрамора. Почти все они были богато украшены орнаментами. Обычно их покрывали мягкими шкурами, коврами или подушками. Для того чтобы взобраться на них, часто приходилось пользоваться особой скамейкой. Сидения. Дифф, это низкий стул без спинки на четырех ножках, расположенных или в виде буквы X, или перпендикулярно сидению. В первом случае он легко складывался, так как само сиденье состояло из переплетенных ремней.
Постель богатого человека состояла, из толстых шерстяных покрывал, служивших для подстилки вместо матраца. Иногда под покрывала подстилали овечьи шкуры. Вместо одеял использовали плащи или особые покрывала. Спали без одежды, часто ею же и укрывались. Позднее начали использовать матрац, состоявший из полотняного или шерстяного чехла, набивавшегося смесью из шерсти и перьев. Этот матрац покрывали одеялами. Подушки дополняли постель.
У греков были еще ложа для чтения, письма и даже для пиршеств. Они их покрывали мягкими и пушистыми тканями, отличавшимися нежностью и яркостью цветов; одна или две подушки, туго набитые, поддерживали тело в полусидящем положении или служили опорой для левой руки.
У народов тропической Африки, Америки, Океании уже в древности были известны низкие деревянные и каменные троны, скамьи, для которых характерны круглые, продолговатые или вогнутые сиденья, опирающиеся на подставки в виде стилизованных фигурок человека или животного.
Мебель эпохи классики, пришедшая на смену архаичной, близкой по форме и характеру декора египетской, отличается простотой и ясностью. В ее сдержанном декоре, подчеркивающем конструкцию, преобладал и орнаментальные мотивы: меандр, пальметты, волюты. Эллинистической мебели свойственны черты декоративной изощренности, в отделке вновь стали использоваться «звериные» мотивы архаичной мебели.
Мебель Древнего Рима создавалась главным образом в духе древнегреческих образцов. На формирование стиля древнеримской мебели оказали сильное влияние Греция и Египет, завоеванные и присоединенные к Римской империи.
Раскопки древнеримских городов Геркуланума и Помпеи дали богатый материал для изучения римской мебели. При общем сходстве с греческой мебелью мебель Римской империи перегружена украшениями с орнаментикой, лепкой и резьбой. Многочисленные войны и любовь к роскоши отразились на характере обработки мебели. Тема орнаментики — военные трофеи. Основной материал изготовления римской мебели — дерево, мрамор и бронза.
Были выработаны и собственно римские типы мебели, например ложе с продольной спинкой, прообраз современной софы. Получили распространение особые виды почетной мебели: «селла курулис» — стул на скрещивающихся ножках в виде рогов, служивший в общественных местах сиденьем для консулов и преторов: «солиум» — тронообразное сиденье для почетных граждан в храмах, термах. Изготовлялась и легкая плетеная мебель из прутьев. В мебельном искусстве прослеживается развитие от простоты и непритязательности форм республиканского периода к роскоши и великолепию империи, когда в отделке мебели обильно использовались скульптурный декор, «звериные» мотивы, фигурные аппликации из бронзы и драгоценных металлов. Характерными формами римской мебели были скамья для двоих: бицеллиум, предназначавшаяся для особо заслуженных граждан; курульное кресло для высших чиновников, консулы, преторы — табурет с ножками, перекрещивающимися в виде буквы «X»; кресло домохозяина и императорский трон — солиум, которые делали богато украшенными, с подлокотниками, на высоких ножках и ставили на небольшой постамент. Стулья со спинками называли катедрой. Столы, так же как в Греции, были низкими. Стол и три ложа назывались триклиниумом. Так же называлась и комната, в которой обедали.
Византийская бытовая мебель с IV по XV в. не сохранилась, до наших дней не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели на миниатюрах, но известно, что она во многом повторяла формы римской мебели. Близость к римским образцам подтверждает и сохранившаяся храмовая византийская мебель: епископские троны, кафедры. Но отличительной особенностью последней является неглубокий рельеф: орнаментальный или фигурный, нередко почти сплошь покрывающий плоскости предмета. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы — золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели.
Чрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями уничтожило изящество форм мебели.
В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью — низкие диваны, тахты, — заимствованной из Персии и других
восточных стран.
Мебельное искусство средневековой Европы почти не унаследовало античных традиций. Оно развивалось самостоятельным путем. В раннее средневековье распространились сундуки, табуреты, представлявшие собой обрубки стволов деревьев, а также столы, в виде досок, покоящихся на козлах, довольно высокие, что определялось обычаем сидеть на табурете во время трапезы или письма. В романский период стали использоваться табуреты на трех опорах, кресла с высокой спинкой, шкафы, кровати, типа сундука, лишенного крышки, столы с опорами в виде вертикальных плоскостей. В Западной Европе XI — XIII веков мебель была очень проста, и ее было мало даже во дворцах. На протяжении длительного времени вырабатывались четкие, устойчивые формы предметов. Мебель была целиком произведением народного искусства, особенно крестьянская. Основными предметами меблировки жилищ были сундук, зачастую заменяющий собой стул и стол, кровать и очень редко шкаф, сундук, поставленный вертикально, явился прототипом шкафа.
Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями. В мебели часто применялась оковка железными полосами.
Кресла, стулья, скамьи делали из точеных круглых брусков. Характерен табурет на трех ножках. Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр. Делали ее в основном плотник и кузнец.
Мебель изготавливалась способом ящичной вязки из рубленных топором досок или ошкуренных жердей. Романская мебель отличалась лаконизмом массивных форм, нередко украшенных резным геометрическим, растительным или ленточным орнаментом, глухой нерасчлененностью объема.
В обстановке жилищ развивающихся городов Европы со второй половины XIII века начинают появляться предметы с элементами готической архитектуры. В готический период с изобретением заново двуручной пилы, дававшей возможность получать тонкие доски. Также получило распространение рамно-филенчатая каркасная конструкция, как бы перекликавшаяся со структурой готических архитектурных сооружений. Появилась более легкая и прочная мебель Напряженно вытянутая вверх, она композиционно членилась на относительно самостоятельные поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готических архитектурных мотивов: стрельчатые арки, нервюры, растительных и геометрических узоров, фигурных изображений. Известен довольно обширный перечень готической мебели: сундуки-лари, поставцы, первоначально тот же сундук, поставленный на высокие опоры, для хранения посуды, шкафы, кресла, столы, кровати с деревянным навесом. Франция явилась родоначальницей этого нового стрельчатого стиля. Вещи начали делать более легкими, стройными, изящными.
Для украшения мебели стали употреблять резьбу, в орнаменте которой преобладали архитектурные и растительные мотивы, изображение сцен современной жизни, скульптурные украшения.
Изменилась основная конструкция мебели. В каркас вставлялись филенки, покрытые резьбой, росписью и позолотой. Основными материалами были дуб и каштан. Изготовляли мебель столяр, резчик, слесарь, а отделкой занимались живописцы и позолотчики.
Мебель готического стиля очень проста. Основной формой готического кресла был сундук с глухой, высокой спинкой, локотниками и подъемным сиденьем.
Такого же типа были и скамьи с навесом, балдахином. Навес украшали архитектурными деталями, шпилями и т. п. Кровати делали с высокими спинками и балдахинами. Шкафы-поставцы также имели в своей основе поставленный на ножки сундук. При изготовлении мебели широко применялась оковка железными полосами.
О типах средневековой русской мебели можно судить главным образом по зобразительным материалам: иконам, фрескам, миниатюрам. Наиболее распространенными предметами жилой обстановки были деревянные неподвижные лавки, они обычно устанавливавшиеся вдоль стен всего помещения. Подвижные скамьи, часто встречались скамьи с перекидной спинкой, служившие не только для сидения, но и для сна, а также прямоугольные столы на четырех опорах, табуреты, сундуки. Эти типы мебели, так же, как и многие типы западноевропейской мебели, романской эпохи, простых и рациональных форм, продолжают существовать в народном быту до настоящего времени.
Начиная с XV века жилые дома все больше заполняются мебелью, но она еще не имеет существенных изменений по сравнению с готической. Преобладает сундук-ларь с фасадом, украшенным цоколем с пилястрами и карнизом. Постепенно со второй половины XV века мебель начинают украшать деталями, характерными для архитектуры стиля Ренессанс. Родиной стиля Ренессанс была Италия, где сильно развилось мебельное производство. Известные флорентийские архитекторы Бендетто и Джулиано да Майяно, бывшие сами мебельщиками и резчиками по дереву, способствовали расцвету мебельного искусства. Они создали
новые формы мебели по пропорциям и новый тип украшений.
Художественный принцип согласованности пропорций в архитектуре Раннего Ренессанса нашел свое отражение и в создании предметов обстановки. Большое значение начинают придавать профилировке мебели. У ларей, имевших форму прямоугольного ящика, появляются точеные ножки, стенки их становятся изогнутыми и отделываются резьбой с позолотой и росписью, применяется и интарсия — деревянная инкрустация. В росписи мебели принимают участие крупные художники. Наиболее распространенными типами мебели были ларь, кассоне, скамья-ларь со спинкой и подлокотниками в виде двух сундучков, кассапанка, стулья двух типов — на четырех ножках и на двух резных досках с восьмиугольными сиденьями, кровати — низкие, без балдахина, с резными столбиками по углам.
В XVI веке появляются новые образцы мебели: бюро-конторки, мягкие кресла. В Западной Европе в эпоху Возрождения XV-XVI в. совершенствование быта и тяга к комфорту обусловили дальнейшее развитие мебельных типов. Вошли в употребление двухярусные шкафы, кабинеты, ларец с маленькими ящичками на подстолье, для хранения документов и драгоценностей, кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками — «кассапанка», типично итальянская форма, кресла, обитые тканью или кожей. Изготовляемая преимущественно из ореха, легко поддающегося обработке, мебель, отличалась архитектонической ясностью пластически законченных композиций, гармоничным сочетанием элементов архитектурного ордера.
В Италии широко проводились раскопки античных произведений искусств. Находки античных образцов оказали влияние на характер мебели итальянского Высокого Ренессанса. Предметы обстановки начинают украшать элементами архитектуры: пилястрами, колоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами, капителями, разработанными по шаблонам тонкого рисунка. Большое распространение получили детали в виде львиных лап, голов баранов, различных масок, кронштейнов и прочих атрибутов античной мебели.
Конструктивные части вещей маскируются декоративными элементами с богатой позолотой, росписью и мозаикой из различных пород дерева. Для украшения на филенках шкафов иногда создают перспективно построенные архитектурные пейзажи.
В крупных городах Италии утверждались различные направления в обработке и характере мебели. В Риме, Сиенне и Болонье, вырабатывалась мебель с крупной декоративной резьбой. В Ломбардии и Венеции применяли инкрустацию из слоновой кости и черного и светлого дерева с геометрическими узорами, получившую название чертозской мозаики. В Генуе и Лигурии вырабатывали шкафы-бюро и поставцы-креденцы с множеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой. Самым распространенным материалом для производства мебели был орех.
В Голландии XVII-XVIII веков сложилась простая и практичная мебель. Появились двухстворчатые шкафы с широким профилированным карнизом; стулья из точеных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, нередко обитым кожей. Столы с массивными точеными кувшинообразными ножками. Мебель подобного типа, но с обильным скульптурным декором известна с XVII века в Германии.
Новые формы мебели возникли в это время в Голландии. Оживленная торговля Голландии с ее колониями обогатила ассортимент материалов для изготовления мебели. Кроме ореха, голландские мастера стали употреблять и различные экзотические породы деревьев — черное палисандровое дерево, амарантовое и розовое бразильское дерево. Художник Вредемен де Бризе выпустил специальный альбом проектов и эскизов мебели. От готических конструкций мастера перешли к архитектурным сложным композициям с сильно развитыми карнизам, цоколями, филенками и витыми колоннами.
Появляется новый тип стула и кресла с ножками и спинками из витых круглых стержней, с характерными кубиками в местах соединения отдельных частей. Спинки и сиденья обивают кожей или гобеленом и прикрепляют к дереву гвоздями с крупными шляпками. У большинства народов Азии сложились традиции использовать в быту вместо мебели ковры, стенные ниши, циновки, однако известны и предметы обстановки, сходные с европейскими. Так, в средневековом Китае определились разнообразные типы дворцовой и храмовой мебели из полированного или покрытого лаком дерева: столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки и прочее. Им нередко свойственны горизонтальная вытянутость объемов, плавная изогнутость внутренне напряженных форм, подчеркивающий тектонику мелкий орнамент, растительный, а также в виде мотива облака, резьба, роспись, инкрустация. В странах Ближнего и Среднего Востока в VII-VIII веках появилась деревянная и бронзовая мебель для мечетей и медресе: подставки для корана, восьмигранные столики. Воспроизводя формы мусульманской архитектуры, а иногда и целые типы: например, стол в виде арочного павильона, она покрывалась арабесковым орнаментом: резьба, инкрустация.
На смену стилю Ренессанс в XVII веке пришел декоративный стиль барокко. Стиль барокко был широко известен в Италии и южной Германии. Шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной доской для письма, Активно используются архитектурные мотивы: витые колонны, разорванные фронтоны, а также скульптурную резьбу и красочную мозаику, обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных очертаний и беспокойной игрой светотени, порой буквально сливающихся с декором интерьера.
Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладали лепка, витые колонны, подчеркивающие текучесть формы.
Сюжетами для композиций служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта.
Обивают мебель преимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал изготовления мебели орех и дуб. Основные предметы обстановки — шкафы, бюро-кабинеты, мягкие кресла и стулья.
Стиль барокко распространился во всех странах Европы, в том числе и во Франции. Со второй половины XVII века Франция становится ведущей страной в области искусства. Созданный специальный департамент ведает всеми видами искусства, насаждая парадный стиль, отражающий роскошь, богатство и величие королевского двора Людовика XIV и придворной знати, стиль барокко во Франции называется стилем Людовика XIV.
Мебель французского барокко возникла на основе итальянских образцов. На королевскую мебельную фабрику был приглашен целый ряд итальянских мебельных мастеров. Мебель в стиле Людовика XIV называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буль. Эта мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. Орнаментика делалась по мотивам античного Рима с пышными акантовыми завитками, изображениями военных трофеев, лавровых венков, мечей.
Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах на протяжении всего XVIII века.
В XVII веке в обиходе появляется шезлонг — удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для стариков с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем. Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок. Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами.
У стен больших залов и гостиных ставили консоли на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале XVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками. В эпоху абсолютизма XVII-XVIII веков во Франции со сложением пышного парадного интерьера появилось большое разнообразие типов и форм дворцовой мебели отличающейся богатством отделки. С развитием классицизма во второй половине XVII века стали делать фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью барочного декора, букеты цветов, растительные узоры. В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам, учитывалась пышность наряда, применялись шпалеры, золочение по левкасу. С расцветом стиля рококо во второй четверти XVIII века на смену монументально-строгим классицистическим формам приходят интимные, прихотливо динамичные. Излюбленные типы мебели этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро, письменный стол с футляром, закрывающим рабочую плоскость, консольные столы, софы. Наряду со стационарной мебелью, расставленной вдоль стен, стали вводиться также многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров — стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой
Кресло, обитое гобеленом и тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Кресло, обитое гобеленом
Для декора мебели рококо были характерны: свободно располагающиеся изящные узоры, исполненные в технике маркетри. Цветы, расписанные по желтому, розовому, голубому или светло-зеленому фону. Мотивы китайского искусства, нанесенные краской или золотом по черному лаку.
Во второй половине XVII века, с определением принципов нового направления в искусстве классицизма, корпусная мебель: шкафы-буфеты, секретеры, бюро, обретает легкость тектоничных, строго геометрических форм с широкими гладями красного дерева, подчеркнутыми сдержанной бронзовой отделкой. Особенностью стульев и кресел этого времени, опиравшихся на прямые каннелированные ножки, стало заметное отделение спинки от сиденья, в чем также нашел выражение классицистический принцип ясного расчленения форм. В числе прославленных мастеров мебельного искусства этой эпохи — Ж. А. Ризенер, Ж. Жакоб, Д. Рентген.
В середине XVIII века своеобразный стиль мебели отвечавший вкусу буржуа, определился в Англии, получив имя своего создателя — Т. Чиппендейла. Изготовленная из красного дерева, мебель этого стиля отличалась сочетанием рациональности форм, ясности структуры предмета с изяществом линий и прихотливостью узора, мотивы китайского искусства, готики и рококо. Классицистическая изысканность и легкость форм отличали мебель английских мастеров второйй половины XVIII века —
Диван Чиппенделя
Дж. Хеплуайта и Т. Шератона.
Диван Чиппенделя
Постепенно пышный и величественный стиль барокко перешел в более легкий, капризный стиль рококо, характерный абсолютным отсутствием прямых линий. Художники Жюль Оппенор, Клод Жилло и Жюст-Аврелий Мейсонье издали альбом своих эскизов мебели, способствуя популяризации этого нового стиля. Во Франции мебель стиля рококо носит название стиля Людовика XV. Выдающиеся мастера-мебельщики — Крессен, бронзовщик Кафиэри. Это мебель изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная для пользования. Характерные изогнутые ножки, спинки и локотники, диваны обильно украшались резьбой и бронзовыми накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляющих своеобразный рисунок рокального орнамента. Деревянные части предметов красили в светлые тона — белый, голубой, зеленый, — лакировали и местами золотили. Позже бронзовые детали в отделке мебели заменили привезенные из Китая лаки.
На сиденье, спинку и локотники диванов и кресел накладывали подушки, обитые шелковой материей, с крупными букетами цветов. В обиходе появились комоды, передний фасад которых был украшен китайским лаком или пейзажем в китайском духе — с пагодами, ажурными мостиками, башнями и пр. — декоративные столы, богато инкрустированные. Со второй половины XVIII века предметы обстановки начали украшать мозаикой из дерева (мастер-краснодеревец Эбен). Основным материалом для изготовления мебели было дерево местных пород — липа, орех, легко поддающиеся мелкой и тонкой резьбе.
В английской мебели XVIII века были созданы новые, очень удобные и красивые формы, которые распространились далеко за пределы Англии и сохранились в производстве мебели разных стран до наших дней. В создании этих форм мебели большая заслуга принадлежит замечательному мастеру-краснодеревцу Томасу Чиппенделю (1709 — 1779).
Мебельное производство до Чиппенделя находилось под сильным влиянием голландской мебели: стиль королевы Анны. Отдельные элементы мебели были заимствованы из Китая: изогнутые ножки стульев, кресел, столов и комодов в виде птичьей лапы, зажавшей шар, геометрические, угловатые резные спинки кресел и детали шкафов с ажурными перекладинами своеобразного китайского орнамента.
Из этих элементов Чиппендель начал компоновать свою мебель, придавая ей более легкие, изящные формы рококо, улучшая ее пропорции и удобство. Образцы предметов обстановки, созданные им, были легки и изящны по форме, с удобными и красивыми пропорциями.
В 1745 году Томас Чиппендель издает руководство для столяров с рисунками и чертежами мебели.
Мебель Чиппенделя в отличие от модной в то время французской мебели стиля рококо не красилась и не покрывалась позолотой, выявляя игру текстуры древесины. Деревянные части предметов покрывались только воском или прозрачным лаком. Чиппендель ввел в мебельное производство ценные породы дерева — красное, лимонное и др. Наиболее распространенными предметами обстановки были стулья с решетчатой спинкой, диваны-канапе. соединение в одно целое двух или трех кресел, шкафы-секретеры, бюро, комоды с огромным количеством
выдвижных ящиков, кровати и т. д.
В последней трети XVIII века характер английской мебели меняется — изогнутые формы мебели Чиппенделя вытесняются четкими, прямыми линиями, характерными для архитектуры классицизма.
Архитектор Адам, побывавший в Италии в 1770 году, своими работами в духе классицизма Италии и Франции, получившими в его проектах своеобразный, чисто английский характер, также способствовал распространению нового стиля в мебели. Работавшие с ним мебельщики-краснодеревцы Хэппльуайт и Шератон создают новое направление в мебели с ясными, четкими линиями классицизма. Им были изданы руководства и проекты с чертежами и эскизами новой мебели. После стиля Чиппендель в Англии был стиль Хэппльуайт, а затем возник стиль Шератон.
В мебели Хэппльуайт сохранилось еще много кривых линий в спинках и диванов. Мебель стиля Шератон имела четкие, прямые линии, очень тонко прорисованные детали. Широко применялся подбор разных пород дерева по цвету и текстуре в филенках и инкрустациях — маркетри. Начинают создавать комбинированную мебель — комоды с откидной доской для письма в соединении с книжным шкафом и бюро-кабинеты в соединении с горкой для фарфора.
К концу XVIII века в строгих формах французской мебели большое распространение получает отделка античными деталями: древне римскими щитами, шлемами, копьями и другими элементами античного орнамента. Это связано было с раскопками Геркуланума и Помпеи, начатыми в 1755 году. Возникает стиль ампир, выражающий вкусы военной империи Наполеона I: архитекторы Персье и Фонтен. Формы мебели этого стиля строго конструктивны, подчинены законам античной архитектуры, очень тонки по рисунку и пропорциям. Материал — красное дерево с бронзовыми украшениями в виде отдельных, точно вкомпопованных деталей.
Для предметов обстановки этого типа характерны большие плоскости гладкого полированного дерева, в дверцах и боках шкафов, секретерах, крышках столов и пр., подобранного по слоям с игрой текстуры. Для обивки преимущественно употреблялись шелковые ткани. Мебель стиля ампир была парадной и в основном заполняла дворцы.
С утверждением в странах Европы в первой четверти XIX века позднего классицизма, так называемого ампира, мебель, нередко буквально копирующая древние египетские, римские и греческие формы, обретает монументальность нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой, с мотивами древнеримского и древнеегипетского искусства. В России лучшие образцы дворцовой и усадебной ампирной мебели были созданы по проектам архитекторов А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова. Для ее изготовления нередко использовалась карельская береза, отличающаяся эффектным золотистым цветом и своеобразным «муаровым» рисунком текстуры.
В отделке применялось резное золоченое дерево, заменявшее бронзу. В Германии и Австрии в 1810-1840-е годы формы ампира были переработаны в соответствии с представлением о респектабельной устроенности
кресло с драпировкой и
турецкий диван
буржуазного быта в сторону интимности и уюта.
кресло с драпировкой и
турецкий диван
В жилых домах буржуазии и купечества в 20-х годах XIX века появляется более интимная, скромная по сравнению с предметами стиля ампир мебель, получившая название мебель стиля бидермейер.
При создании вещей стиля бидермейер главное внимание уделялось удобству и уюту обставляемого помещения. Мебель делали небольших размеров, с гармоничными, округлыми линиями, без излишних украшений, используя красивую фактуру фанеры разных пород дерева (красного дерева, березы, груши).
Основными материалами для обивки были ситец и репс.
Очень распространенной стала мебель с выдвижными ящиками в виде шкафов, комодов, рабочих столиков, секретеров, витринок, различных этажерок, трельяжей, подставок, диванов и соф. С 30-х годов XIX века характерна быстрая смена моды на мебель. Предметы обстановки, созданные в это время, повторяли вещи прошедших стилей — готики, рококо, Ренессанса. В некоторых образцах мебели компонуются элементы разных стилей. Ёто приводит к эклектическим, неинтересным формам. Модна была мягкая мебель со множеством драпировок, оборок и подушек.
Появляется увлечение восточной мебелью. Входят в потребление мягкие турецкие диваны, оттоманки, курительные столики, китайские и японские предметы обстановки. В конце 40-х годов повторяется стиль рококо, получивший название в Англии стиля королевы Виктории, во Франции стиля Людовика-Филиппа, а позднее стиля Наполеона III. Модной мебелью в 50-е годы XIX века была гнутая (венская) мебель, получившая широкое распространение благодаря тому, что она была дешевой, легкой и удобной в пользовании.
В 90-е годы XIX века появляется стиль модерн, характерный поисками новых форм в мебели, в ее отделке и материале. Мебель стиля модерн была очень разной. Создатели этого стиля в своих решениях стремились к большей комфортности, гигиеничности, новым композициям.
Мебель стиля модерн не имеет четкой, логически обоснованной архитектурной формы, для ее украшения используются асимметричные решения композиции.
Красное дерево выходит из моды. Оно заменяется дубом, орехом, березой, грушей, кленом светлых тонов. Современная мебель отличается лаконичностью, простотой формы, унификацией деталей для удобства массового производства. Красота вещи достигается выявлением
стул 60-х годов XIX века
фактуры дерева и гармоничностью самой формы предмета.
стул 60-х годов XIX века
В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом, скамья тогда называлась переметной. Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.
Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные, травы и геометрические мотивы.
В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики. Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.
В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Ёти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими «алмазными» гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.
Русская мебель второй половины XVIII — начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.
Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.
Мебель русского классицизма можно разделить на две группы — по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа — это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов — А. Н. Воронихина, мебель для дворца в Павловске, К. И. Росси, мебель для многих дворцов Петербурга, Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.
Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.
Вторая группа — мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.
Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина — в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова — в Вятке.
Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.
Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства — потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.
Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «павловский», хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель — крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.
Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их. Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).
Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.
Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную — дворцовую и более интимную бытовую: русский бидермейер.
В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели — большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.
В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты — диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели: 20-е и 30-е годы, к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.
Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Ёта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.
К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.
В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков — крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.
Со 2-й половины 19 века с упадком архитектуры и прикладного искусства художественное качество мебели резко падает.
Технологический прогресс: штамповка древесины, гнутье дерева, способствовал появлению конструктивно простой и прочной мебели.
Так, у широких слоев населения стала особым спросом пользоваться гнутая так называемая венская мебель. С зарождением стиля «модерн», в конце 19 — начале 20 веков, в мебели стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала. По мере эволюции «модерна» формы мебели изменялись, от причудливо изогнутых, порой асимметричных, к строгим, рационально обобщенным. В России национальная романтика, включавшая в себя вновь открытое ощущение эстетической ценности народного искусства, нашла отражение в мебели мастерских Абрамцева и Талашкина, а неоклассицистические устремления проявились в мебели архитекторов И. А. Фомина, В. А. Щуко.
С распространением в начале 20 века рационализма в мебели усилились поиски лаконичных, тектоничных форм на основе использования новых материалов, стальных труб и полос, клееной слоистой древесины. Особое значение стало придаваться конструктивной основе предмета и его функциональной организации. В быт стала внедряться секционная сборно-разборная и трансформируемая мебели. К художественному конструированию мебели в 1920-е — 1930-е годы обратились многие архитекторы - представители рационализма.
В создании советской мебели 20-х — 30-х годов, предназначенной для жилых домов и общественных зданий новых типов, которые отвечали вновь возникшим социальным потребностям. Во второй половине 30-х годов использование традиционных форм и конструкций, так же, как и в архитектуре, привело к временному отходу от новаторских приемов формообразования и обращению к традициям прошлого. В М. возникли тенденции парадности, идущие подчас в ущерб решению функциональных задач.
В 1950-х — начале 1970-х годов в странах Западной Европы и Америки принципы рационализма в мебели получают дальнейшее развитие. Широко употребляется трансформируемая и секционная сборно-разборная мебель из унифицированных элементов с применением древесностружечных плит, цветных пластиков и других новых материалов. При общих конструктивных и эстетических принципах современной мебели порой сохраняет черты национального своеобразия.
В СССР во второй половине 50-х — начале 70-х годов с преодолением тенденций украшательства и стилизации, тормозивших развитие массового серийного производства, развернулось проектирование для жилых и общественных зданий простой, экономически и конструктивно рациональной мебели: сборно-разборных шкафов-стеллажей и шкафов-перегородок, встроенных шкафов; трансформируемых кресел-кроватей, диванов-кроватей; кухонь. В соответствии с проблемой создания эстетически-гармоничной, гуманистической по духу предметной среды формы и отделка мебели, стали научно определяться в зависимости от физиологии, анатомии и психологии человека. Эти характерные для современной мебели особенности перекликаются с наиболее плодотворными идеями мебельного конструирования 20-х — начала 30-х годов.
Преимуществом новой мебели является возможность объединения нескольких корпусных предметов различного функционального назначения в общие блоки шкафов, которыми можно членить пространство на функциональные зоны. При этом блоки шкафов служат как бы фоном для перемещаемых кресел, стульев, столов.
Главные достижения мебельщиков связаны с XVIII веком, когда были созданы основные виды и формы мебели, возникли основные мебельные стили, творили крупнейшие мастера. В России крайне мало привозной европейской мебели ранее XVIII века. В период с царствования Екатерины II, когда устоялся тип русской усадьбы и городского дворянского дома, и до революции 1917 года в Россию ввозились лучшие работы западных мастеров, многие иностранные мастера из лучших школ и мастерских работали здесь, работали по образцам русские мастера, в том числе крепостные.